|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Обзор журнала поэзии «Дети Ра», № 6, 2022
Дети Солнца в зимнем освещении – всегда серо-стальном, жемчужном, загадочном, манящим… Завершающий год номер журнала «Дети Ра» открывается поэтическими лабиринтами Константина Кедрова-Челищева:
Я запутанный электрон Всем из прошлого вам поклон Всем из будущего привет Если есть я то меня нет От Изольды и до Тристана Вдаль летит электрон-путана Раздавайся благая весть Если нет меня значит есть
Амбивалентность, столь характерная для сознания человека наших времен, мерцает загадочной улыбкой; а культурологический фон, на котором разворачивается действо стихов, богат, как радуга. Густою словесною плазмой текут стихи Софья Рэм: образ яблока, зажигающийся в центре длинного поэтического повествования, переливается лучевыми ассоциациями:
А всадник — это тот, кто был в саду. Ограда ботанического сада Пророчит много яблок на беду Зашедшему, куда идти не надо.
Есть нечто симфоническое в гудении поэтического космоса Софьи Рэм, и эта насыщенность добавляет светлых сил нашему бренному миру. Интересно поэтическое осознание особости русского мировосприятия, где старина, мешаясь с современными атрибутами яви, вспыхивает озарением русского, вечного прорыва в неведомое:
Я проплывал. Текли моря, Озера наполнялись ядом. Я пролегал. Земля моя Меня преследовала взглядом. Я улетал. Под звук шасси Мечты сменялись облаками. И было счастье на Руси Непримиримо с потолками.
…Внутрь себя раскрывающиеся стихи Дмитрия Лакербая, словно и отворяются в мир, полный неясного розоватого свечения; и неожиданность поэтического лада подчеркивает индивидуальность поэта:
…Привычно задремав в дорожной тряске под гул мотора, гул мотора, гул мотора, я впитывался кровью сквозь повязку в однообразные пейзажи-разговоры. Но мир не открывался, словно рана, — скорее, совлекался, как рассудок, как старый фильм с облезлого экрана, морской звездой, надевшей свой желудок
…Мир закрыт, но как рана, обнаженно-пульсирующая, в нем – человек, одинокий поэт на эсхатологическом ветру. Резкая графика верлибров Николая Милешкина напоминает очертания метафизических кустов, рвущихся в воздух, и горькое определение собственной земной роли сопоставимо с мудростью стоицизма:
одна дверь закрылась другая — не открылась так и стоою всю жизнь в темном предбаннике
…Скорбный речевой захлеб Николая Архангельского дан словесными лабиринтами: ощущений, образов-размышлений…
гордая птица поет о гордом маленькая говорит чирик маленький бог, горемыка города расчерченного и миллионоликого короткий год сбережет этот большой день, который весь беда проигрышный билет злое моление о том чего больше нет и один совсем маленький человек
…Мыслящий тростник постарел за века?.. Или ныне он – вырванный с корнем? …Японский минимализм Андрея Шутова разгорается русскими огнями: образов и впечатлений:
Август. Стрижи на крыльях уносят тепло.
Интересно вспыхивает богословское откровение, словно код – грешности и избавления от оной – открывается кратким стихом:
Слезы Бога между небом и землей падают на грешников.
Дмитрий Тюпа своеобразно мешает конкретику современности с откровением вечной жажды… отсутствия смерти:
Сегодня утром девочка в зеленом Включила в цехе ультрафиолет. В луче, ее глазами преломленном, Читаю: «Тьмы и смерти больше нет». Реактор не убил реакториста, Его спасли от всех смертельных ран, Сквозь шторм он видит солнечную пристань, Пусть даже смотрит в сенсорный экран.
И то, что нет более ни ее, ни тьмы, мерцает иллюзией, изнутри освещая стихотворение. Сложно плетутся культурологические ассоциации, и вязь их густотою своею и многообразием завораживает:
Рай утрачен. Жар пустыни Сделал пот и кровь густыми, Выпил яблоки глазные, Выжег мозг и сердце выел. Умирающий от жажды, Скоро душу ей отдашь ты.
Пульсирует обнаженная рана горя:
Молчит пустынная квартира... А время — не всесильный врач. Не сотвори себе кумира. А сотворил — тогда не плачь. Я плачу. Ты ушла так скоро, святая женщина моя. И рухнула, как столб, опора судьбы моей и бытия. Что делать? С головой в работу уйти? Но разве цель видна? Что делать горе-стихоплету? А тут еще война. Война…
Евгений Степанов, исследуя все закоулки и тупики горя, ищет противовес оному – во свете, понятом разнообразно: тут и мистический свет, подаривший феномен жизни, и свет электрической лампы, заливающий… пока чистую страницу… (Бумага куда живее мертвенного мерцания монитора…) …Возникает и удивительное спокойствие в недрах иных произведений поэта, оно – будто волшебное, к обретению которого и стремится уставшая душа:
Город не прочь переехать бульдозером Душу и тело — хоть матом кричи! Как же спасаться? Малаховским озером, В коем живые играют ключи. Чайки, песок, и волна, и мелодия В сердце моем — я ее уловил. Здесь сопричастен великой природе я, Здесь набираюсь живительных сил.
Итак, завершающий, зимний номер журнала. Он противоречит холодам и тьме, ибо полон разнообразного света поэзии.
Александр БАЛТИН
|